Как работают пилоты?

Многие пассажиры, когда садятся в кресло авиалайнера и застегивают ремень безопасности, и не подозревает, какая грандиозная работа была проделана многочисленными службами и экипажем воздушного судна перед полетом. Мне кажется, будет интересно заглянуть в служебные помещения аэропорта и в кабину пилотов и понять, что же сделали несколько десятков человек для того, чтобы самолет поднялся в воздух.

Давайте вместе посмотрим, что происходит, когда мы только прибываем в аэропорт. Если вы дисциплинированный пассажир и приезжаете за два часа до вылета рейса, то можете быть уверены, в это же время в аэропорт приезжает и экипаж воздушного судна. Первым делом пилоты и бортпроводники отправляются на медицинский контроль – у них измеряется пульс, давление, проводится общий осмотр. Все данные фиксируются в журнале и полетном задании экипажа. Пока пассажиры проходят регистрацию, сдают багаж и проходят в зону вылетов, пилоты и бортпроводники проводят предполетный брифинг. Командир корабля и старший бортпроводник обсуждают с подчиненными особенности предстоящего полета. Затем пилоты идут в авиадиспетчерский пункт – «берут» погоду в аэропорту вылета, по маршруту и в аэропорту прилета, а также на запасном аэродроме. Получают актуальные карты и аэронавигационные сборники.

Кстати, запас топлива берется ровно на время полета плюс примерно один час-полтора на случай ухода на запасной аэродром. В пределах одного-полутора часов полета, как правило, и находиться запасной аэродром.

Когда пассажиры выбирают, что купить в магазинах duty free или сидят в кафе, экипаж прибывает на борт. Обязательно проводится внешний осмотр воздушного судна, проверяется комплект бортовых документов. Это свидетельство о регистрации самолета, сертификат летной годности, свидетельство эксплуатанта, разрешение на использование радиостанции, и страховки — на самолет, экипаж и пассажиров, перед третьими лицами. Пилоты проверяют запас топлива, проводится предполетная подготовка в кабине экипажа.

После того, как все пассажиры поднялись на борт, все документы о коммерческой загрузке переданы экипажу, двери и люки закрываются, и экипаж начинает готовиться к запуску двигателей. Выполнение всех основные действий контролируется по картам контрольной проверки. Грубо говоря, это список того, что необходимо проконтролировать перед каждым этапом полета – перед запуском двигателя, выруливанием, предварительным и исполнительным стартом — и перед самим взлетом. «Чек листы», как их сейчас называют, выполняют также перед снижением, при заходе на посадку и непосредственно перед посадкой. После полной готовности самолета и экипажа у диспетчера аэропорта запрашивается разрешение на запуск двигателей. Как только разрешение получено (а оно может быть получено и не сразу, если к примеру уже скопилась большая очередь самолетов на взлет), экипаж, находясь на связи с техником на земле, по очереди запускает двигатели. Техник обязательно наблюдает за двигателями в процессе их запуска на случай возникновения каких-либо технических проблем. Далее экипаж запрашивает разрешение на выруливание и уточняет маршрут движения по перрону и рулежным дорожкам. И вот тут может возникнуть заминка, которая так часто раздражает пассажиров.

Самолет стоит на рулежной дорожке и не взлетает. Некоторые пассажиры в это время ругают экипаж и авиакомпанию, хотя они совсем не виноваты. Как правило, задержка возникает от того, что собралось много самолетов, заходящих на посадку.

У садящегося самолета всегда приоритет перед взлетающим. И диспетчер не даст разрешение на взлет, пока лайнеры, находящиеся в воздухе, не приземлятся. Кстати, во всех московских аэропортах есть часы пик — это утренний прилет, около 8 часов. И вечерний разлет — около 19 – 20 часов. Дело в том, что многие рейсы из регионов построены с таким расчетом, чтобы доставить людей в Москву утром — и забрать из Москвы вечером.

Пока бортпроводники зачитывают инструкцию по безопасности и проверяют пассажиров, самолет занимает исполнительный старт. Снова проверяются все системы, пилот запрашивает разрешение на взлет. После взлета пилоты выполняют схему выхода, а затем набирают высоту, которая была назначена диспетчером. Эта высота называется эшелон. Гражданские реактивные самолеты летают на высотах от 9 до 13 тысяч метров, именно на этих высотах реактивный двигатель наиболее эффективен.

После того, как воздушное судно заняло эшелон, пилоты включают автопилот. Это не означает, что они теперь только пьют кофе, обедают или смотрят фильмы, как пассажиры в салоне. Командир и второй пилот постоянно контролируют местоположение самолета, чтобы он летел по строго обозначенной воздушной трассе и в нужных местах делал маневры. Кроме этого, они поддерживают связь с диспетчерами районных центров организации воздушного движения.

Примерно за полчаса до посадки, когда бортпроводники начинают напоминать пассажирам о правилах безопасности, экипаж приступает к снижению. В непосредственной близости от аэродрома маневры совершаются исходя из схемы захода на посадку и указаний диспетчера. В каждом современном аэропорту установлено наземное оборудование, позволяющее отслеживать правильную траекторию самолета перед посадкой — глиссаду. Угол глиссады составляет примерно 3 градуса. Кстати сказать, современные спутниковые системы навигации в некоторых случаях позволяют выполнять заход на посадку даже без использования наземного посадочного оборудования.

После того, как самолет приземлился, зарулил на стоянку и двигатели выключены, работа пилотов не заканчивается. Пока пассажиры выходят, и самолет убирают и заправляют топливом, экипаж начинает подготовку к выполнению обратного рейса - на базовый аэродром. Но и на базовом аэродроме никто сразу не разбегается по домам. Пилоты заполняют документы, прежде всего, бортовой журнал, в котором фиксируются все этапы перелета и замечания. И передают самолет инженерному составу, который осматривает воздушное судно и принимает его от экипажа. Затем экипаж сдает всю полетную документацию — полетное задание, карты, навигационные сборники. И проводит послеполетный брифинг (или как раньше называли — разбор полета) — командир проводит оценку работы экипажа, высказывает замечания.

Продолжительность рабочего времени экипажа строго регламентирована и составляет примерно 12-14 часов. При этом полетное время (считается от момента запуска двигателей в аэропорту отправления и до их выключения в аэропорту прибытия) может быть не более 11 часов. В случае достаточно длительного перелета (12-14 часов) в состав экипажа включаются дополнительные пилоты. Естественно, после каждого полета регламентируется и минимальное время отдыха экипажа. Это время может быть от 10 до 14 часов (в зависимости от условий и продолжительности рейса). Эти нормативы, кстати, авиакомпании используют когда решают, будет смена экипажа в промежуточном аэропорту или нет.

P.S. И как сказал Николай Жуковский:

Самолёт — величайшее творение разума и рук человеческих. Он неподвластен никаким авторитетам, кроме лиц, уважающих лётные законы

Узнать доступность
Выберите самолет для перелета . Выбрать

Вы выбрали самолетов:

и еще Свернуть
Отправить заявку
Введите ваше имя
Введите ваш телефон
Введите ваш адрес электронной почты
Гарантируем конфиденциальность ваших личных данных